flag Судова влада України

Отримуйте інформацію лише з офіційних джерел

Єдиний Контакт-центр судової влади України 044 207-35-46

Куда идет реформа правосудия

06 серпня 2016, 11:04

Почему не уволены "судьи Евромайдана"? Кто тормозит судебную реформу? Кто станет главным "распорядителем" судебной системы, если эта реформа все-таки состоится? Как должна выглядеть реформированная судебная система Украины через год-другой, и реформа ли это вообще? Попытка ответить на эти и другие вопросы – ниже, в материале с инфографикой от "главных" структур третьей ветви власти.

***
О реформе украинской судебной системы можно сказать словами из когда-то широко известной советской кинопесни: "…и трудна, и на первый взгляд как будто не видна". В массовом сознании этот процесс часто сводится лишь к увольнению/уголовному преследованию дискредитировавших себя судей - ну и, конечно, к созданию такой ситуации, чтобы новые судьи работали честно. Но как конкретно достичь последней цели, в широких массах понимания нет.

Что касается политиков, то часть из них ранее предлагали одномоментное увольнение всех украинских судей (более 8 тыс. человек) и заполнение образовавшихся вакансий "честными профессионалами". Впрочем, другие политики, как и большинство экспертов и, в конце концов, центральная власть, сочли эту идею опасным популизмом.

В недавнем интервью "Цензор.НЕТ" министр юстиции Павел Петренко в нескольких штрихах обрисовал уже запущенный механизм очищения судебной ветви власти. Коротко говоря, "чистить рыбу будут с головы". Конкретно - в следующем году будет полностью обновлен состав Верховного суда, который после этого должен стать локомотивом внутренних изменений в системе (напомним, что ВСУ вправе, например, разъяснять нижестоящим судам процедуру применения тех или иных законов). Затем, в течение трех лет, должна настать очередь апелляционных судов.

Набирать новых судей в обоих случаях будут на новых основаниях, по открытому конкурсу, а претендовать на мантии смогут не только профессиональные судьи, но и вообще юристы - как практики, так и теоретики с законодательно установленным опытом работы.

Между тем, непосредственно за реформирование системы отвечают в первую очередь такие органы, как Высший совет юстиции (ВСЮ) и Высшая квалификационная комиссия судей (ВККС). 27 июля руководство этих структур встретилось с журналистами - как было сказано в официальном анонсе, "с целью налаживания коммуникационного взаимодействия относительно освещения судебной реформы". На встрече прозвучало великое множество заявлений и цифр. На их основании, вооружившись итоговыми материалами встречи, корреспондент "Цензор.НЕТ" попытался понять, как же идет у нас очищение судебной системы, и во что (а также когда) она в итоге должна превратиться.

КТО БУДЕТ ГЛАВНЫМ

Сначала - о планах. 30 сентября должен вступить в силу закон "О судоустройстве и статусе судей". Затем в течение 6 месяцев должно произойти упомянутое выше обновление Верховного суда. Ожидается, что туда наберут 200 юристов - на тех основаниях, о которых говорил министр Петренко (при этом нынешние члены ВСУ тоже могут подаваться на конкурсы).

Окончательно структура судебной системы должна измениться следующим образом:

суд


Тем временем, как сообщил глава ВСЮ Игорь Бенедисюк, "продолжается работа" над законом о новом органе - Высшем совете правосудия (ВСП). "Заработать" реформа может только в случае принятия ряда изменений в законодательства о судоустройстве (например закона Украины о Высшем совете правосудия).

Отметим, что поначалу - а именно, "не дольше, чем до 30 апреля 2019 года" - ВСП будет состоять из членов нынешней ВСЮ, кроме разве что тех, чьи полномочия истекут раньше, и кроме министра юстиции и генпрокурора, которые выводятся из состава ВСЮ сразу со вступлением в силу конституционных изменений. Между тем, эта "новая" структура должна сосредоточить большинство функций двух существующих нынче органов - ВСЮ и ВККС (которые в ряде случаев дублируют друг друга). Так, новый Совет будет временно отстранять и вообще увольнять судей, переводить их из одного суда в другой, давать согласие на задержание и арест судьи и многое другое (подробно см. проект конституционных изменений, статья 131).

Особого внимания достойна процедура назначения судей. Как уже сказано выше, в принципе служителей Фемиды будут отбирать на конкурсе, открытость коего, по словам Павла Петренко, будет простираться до того, что собеседования будут транслировать в Интернете. Но конкурсом дело далеко не ограничивается. Ибо окончательное решение остается за президентом страны.

Сейчас глава государства назначает судей на 5 лет, а пожизненно их утверждает в должностях Верховная Рада. Согласно же конституционным изменениям, парламентарии этого права лишаются. Что касается президента, то он будет назначать судей по представлению того самого Высшего совета правосудия - на первых порах, считай, нынешнего ВСЮ. Несколько сложнее выглядит система назначения судей Верховного суда - там еще задействована ВККС - но принципиально суть дела не меняется.

Разумеется, руководители как ВСЮ, так и ВККС уверяют, что главное - открытый отборочный конкурс, а далее, если к кандидату нет претензий, процесс пройдет автоматически.

Кстати, о претензиях. Как обещают авторы реформы, проверка для кандидатов в судьи будет более жесткой, чем для чиновников. В частности, предусмотрены подача декларации на всех родственников кандидата, работающих в органах власти, и так называемая "декларация доброчестности". Последняя призвана показать, что судья не связан никакими интересами, способными, даже потенциально, привести его к нарушению антикоррупционного законодательства.

Проверять соответствие деклараций реалиям будут как госорганы - в частности, Национальное антикоррупционное бюро - так и некий Общественный совет добродетельности, создание которого тоже предусмотрено законом.

По уверениям руководства ВСЮ и ВККС, позитивное моральное воздействие нового подхода на судейский корпус наблюдается даже сейчас, когда главные нововведения еще остаются на бумаге, а судьи только начинают проходить первичное квалификационное оценивание. В частности, на полном серьезе сообщается, что на это самое  "квалифоценивание" судьи стараются не приезжать на дорогих машинах и в дорогих часах, и это - "очищение системы изнутри".

суд

Возвращаясь к создаваемому ВСП, необходимо упомянуть принцип его формирования. Как сказано выше, в первые годы в основном он будет состоять из нынешних членов ВСЮ. Вообще же, согласно проекту конституционной реформы, "штат" ВСП запланирован в количестве 21 человека, из которых десятерых избирает Съезд судей, по двое назначают парламент и президент, и еще по двое - Съезд адвокатов, Всеукраинская конференция прокуроров и Съезд представителей юридических вузов и научных учреждений. Плюс председатель Верховного суда (по должности).

Однако легитимным ВСП будет считаться уже при наличии 15 членов, если большинство из них - судьи. Полномочия членов ВСП продолжаются четыре года, два срока подряд работать им будет нельзя, и - не последнее, но важное нововведение - им нельзя будет состоять в политических партиях (подробнее см., опять же, проект изменений Конституции).

Этот-то орган и будет подавать кандидатуры на судейские должности президенту, а главное - отстранять, увольнять и переводить судей на другую работу. Кроме того, ВСП предполагается придать широчайшие полномочия по материальному и организационному обеспечению судебной ветви власти - от создания нового Положения о Госсудадминистрации до "утверждения нормативов кадрового, финансового, материально-технического обеспечения судов".

"НЕ СПЕШИ ТЫ НАС ХОРОНИТЬ"

Ну а что же с текущим очищением судебной системы, которого ожидает и требует политически активная общественность? Из полученных данных, графиков и цифр, весь массив которых привести в одной статье нет никакой возможности, корреспондент "Цензор.НЕТ" попытался выбрать те, что отражают несколько самых ярких тенденций.

Например, это - вопрос увольнения судей, преследовавших активистов Евромайдана в 2013-2014 годах. Как следует из материалов ВСЮ, работавшая по этой теме Временная спецкомиссия представила 41 вывод о фактах нарушения присяги 46-ю из представленных судей. ВСЮ, в свою очередь, открыла дисциплинарные дела по 45 из них; относительно судьи Оболонского райсуда Тараса Лищука дело отложили, так как прошлым летом он был мобилизован, а еще месяц назад находился в госпитале с ранением, характер которого корреспонденту "Цензор.НЕТ" установить, увы, не удалось.

Как рассказал глава ВСЮ Бенедисюк, его структура, рассмотрев материалы, выявила нарушения присяги 29 судьями из 45. Однако 27 из этих 29 судей обратились в Высший административный суд Украины (ВАСУ), и, чтоб вы не сомневались, 20 из 27 исков он удовлетворил. А остальные все еще рассматривает.

ВСЮ, по уверению г-на Бенедисюка, не отступил, и, в свою очередь, пожаловался в Верховный суд. Там часть решений ВАСУ отменили, а часть вернули обратно на пересмотр.

В пересказе все это похоже на мексиканский сериал, перенасыщенный кириллическими аббревиатурами. Так что сразу сообщим "сухой остаток": поскольку часть "майдановских" судей по нынешнему законодательству может уволить только президент, а часть - только парламент, ВСЮ направил в целом 29 представлений об увольнении: 10 - президенту, 19 - парламенту. Окончательный счет таков: по состоянию на конец июля президент уволил 8 из 10 судей, двое еще "рассматриваются"; зато Верховная Рада не рассмотрела ни одного представления вообще.

Не менее интересно получилось с упомянутым выше "первичным квалификационным оцениванием" судей, которое, после долгих проволочек, стартовало в феврале. Как пояснил для прессы глава ВККС Сергей Козьяков, оно должно было стартовать на полгода раньше, но на пути встало "бешеное" сопротивление судейского корпуса. Тем не менее и вопреки всему, с февраля по начало июля удалось "первично оценить" 381 претендента на занятие судейских должностей бессрочно.

Результаты, как выразился г-н Козьяков, "поразили не только членов Комиссии". Целых 20% приглашенных предпочли подать в отставку либо не явиться (последнее, как заверили корреспондента "Цензор.НЕТ", тоже должно означать отставку). "Иногда судьи не могли объяснить происхождение своих доходов, а иногда - выдержать критику, в том числе огульную", - обтекаемо пояснил глава ВККС. Что ж: в отставку уйти не запретишь.

С другой стороны, кого-то больше могло поразить то, что в принципе не прошли квалифоценивание лишь 5% "подопытных". В результате чего все они… направлены на переподготовку в Нацшколу судей. А еще относительно 15% рассмотрение дел приостановлено "для выяснения обстоятельств".

Учитывая крохотные рейтинги доверия к судам (порядка 5%, по данным того же министра юстиции), 60% успешно прошедших оценивание "первых ласточек" - весьма немало. Впрочем, надо сказать, что такая картина вполне вписывается в схему постепенного выдавливания из системы "плохих парней". О такой схеме корреспондент "Цензор.НЕТ" слышал еще в прошлом году в неформальных беседах с ответственными за судебную реформу чиновниками АП, а впоследствии - и в Минюсте, и от источников в парламенте. Окажется ли эффективным подобный способ "очищения" - вопрос вопросов.

Ну и еще один момент. Как сообщил г-н Козьяков, по штату в Украине должно действовать 9200 судей. Но такого количества нет. С одной стороны, это объясняется российской оккупацией Крыма. По данным ВККС, на полуострове остались работать 383 судьи (кстати, пока, из-за разного рода бюрократических проволочек - так, по крайней мере, гласит официальная версия - поданы представления на увольнение лишь 276 из них). В общем, "минус" почти четыре сотни.

С другой стороны, в целом в настоящее время разными органами рекомендованы к увольнениюаж 1200 судей. И это - "минус" более серьезный.

Ну а с третьей, так сказать, стороны, в парламенте находится более 800 представлений о назначении судей бессрочно. "Если парламент не примет эти решения, то после вступления в силу изменений в Конституцию… эти документы будут возвращены в Высший совет правосудия", - прозрачно намекнул депутатам г-н Козьяков. Но услышали ли его депутаты - точнее, "держатели акций" парламентских фракций и групп - пока непонятно.

Таким образом, затянувшаяся реформа судебной системы набирает разбег при "бешеном" сопротивлении самих судей, нехватке кадров и отсутствии необходимого законодательства. Впрочем, это не помешало ВСЮ и ВККС представить прессе ожидаемый график реформ, которым мы и делимся с вами - дабы было что проверить с наступлением соответствующих сроков.


суд

Александр Михельсон, "Цензор.НЕТ"