Отримуйте інформацію лише з офіційних джерел
Єдиний Контакт-центр судової влади України 044 207-35-46
Закон Украины от 02.06.16 г. № 1402-VIII «О судоустройстве и статусе судей»
Комментируемым Законом Верховная Рада Украины обновила организацию судебной власти и осуществление правосудия в Украине. Судебная система Украины будет состоять из трех уровней:
• местные суды;
• апелляционные суды;
• Верховный Суд.
Кроме того, для рассмотрения отдельных категорий дел в системе судоустройства действуют высшие специализированные суды, как суды первой инстанции (см. рисунок).
Главное отличие — функции кассационного пересмотра решений апелляционных судов будет осуществлять Верховный Суд, а не высшие специализированные суды, как было ранее.
Кроме этих структурных изменений произойдут и другие организационные изменения.
1. Изменен состав суда. Так, дела в судах рассматриваются судьей единолично, а в случаях, определенных процессуальным законом, — коллегией судей, а также при участии присяжных.
2. Обновлен порядок назначения судей на должности и освобождения их от должностей. Председатель суда и его заместитель избираются на должности собранием судей соответствующего суда из числа судей этого суда. Председателя Верховного Суда и его заместителя избирает Пленум Верховного Суда.
Увольнять судей будут в случае:
• получения от него заявления об увольнении;
• длящегося неудовлетворительного исполнения обязанностей;
• систематического или грубого разового нарушения закона при исполнении своих функций.
К сведению! Судья, который досрочно освобожден от должности в суде (кроме освобождения от должности по его заявлению), не может быть избран на любую должность в судах в течение двух лет со дня такого досрочного освобождения.
3. Повышен возрастной и профессиональный ценз к кандидатам, введен конкурсный принцип назначения судьи. Так, на должность судьи может быть назначен гражданин Украины не младше 30 и не старше 65 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж профессиональной деятельности в сфере права по меньшей мере 5 лет, компетентный, добропорядочный и владеющий государственным языком.
4. Установлена ответственность судей. Так, судья будет нести уголовную или дисциплинарную ответственность за преступления (например, получение неправомерной выгоды) и дисциплинарные проступки, которые опосредованно могут влиять на юридическую позицию судьи при осуществлении им правосудия. В частности, судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности в случае, если он нарушает установленные законом требования о содержании судебного решения, не дает оценку аргументам сторон, не излагает обоснования своего решения и т. п.
В то же время предусмотрено, что судья не может быть привлечен к ответственности за принятое им судебное решение, за исключением совершения преступления или дисциплинарного проступка. Что касается действий,не связанных с выполнением судейских функций, то судья будет нести юридическую ответственность в общем порядке.
Рассматривать дела, в которых фигурируют судьи, будет Высший совет правосудия. К его компетенции относятся полномочия по рассмотрению дисциплинарных дел в отношении всех судей, принятие решений о временном отстранении судей от осуществления правосудия по ходатайству Генпрокурора, о командировании судей в другой суд и т. п.
КомментируемыйЗакон вступит в силу с 30.09.16 г. Одновременно Законом Украины «О внесении изменений в Конституцию Украины (в отношении правосудия)» от 02.06.16 г. № 1401-VIII будут внесены соответствующие изменения в Конституцию Украины.
При этом суды, действующие нынче, будут продолжать осуществлять свои полномочия до создания и начала деятельности новых судов, юрисдикция которых распространяется на соответствующую территорию.
Новая структура судебной системы Украины
Кравченко Дарья, Децюра Сергей
Джерело: mainmaker.com
27.07.2016